Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Раздел Консультант Плюс. Все о системах КонсультантПлюс Отдел Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Документ недели

[18.01.2022-24.01.2022]

Информация Банка России от 20.01.2022 "Риски криптовалют и возможные меры регулирования: доклад для общественных консультаций"

Скачать (2041 kb, rar-архив)


Содержание :

Опубликован доклад Центрального банка РФ Криптовалюты: тренды, риски, меры

   Опубликован доклад Центрального банка РФ "Криптовалюты: тренды, риски, меры" (..)

   В докладе анализируется рынок криптовалют и его тенденции, а также оценивается уровень вовлеченности граждан в операции с криптовалютами.

   Регулятором, в частности, предлагается ввести запрет на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения и обмена криптовалюты (в т.ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории РФ и установить ответственность за нарушение указанного запрета.

   Ответы на вопросы для консультаций, поставленные в докладе, а также замечания и предложения к нему могут быть направлены до 1 марта 2022 года включительно по адресам электронной почты, указанным в тексте доклада.

   Ниже приведем текст доклада:

   Риски криптовалют и возможные меры регулирования: доклад для общественных консультаций (..)

   ОГЛАВЛЕНИЕ
Резюме
Введение
1. Природа криптовалют, классификация, основные тренды
1.1. Криптовалюты: определение и классификация
Врезка 1. Технология распределенных реестров и ее применение помимо криптовалют
1.2. Динамика капитализации глобального рынка криптовалют, факторы ценообразования
Врезка 2. Научные исследования по стоимости криптовалют
Врезка 3. Криптовалюты и золото
1.3. Основные способы и цели приобретения криптовалют
2. Криптовалюты в России
2.1. Оценка участия российских граждан на криптовалютном рынке
Врезка 4. Методика расчета Global Crypto Adoption Index
Врезка 5. Мониторинг операций с криптовалютами
2.2. Результаты опроса Банка России
3. Риски распространения криптовалют
3.1. Угроза для благосостояния граждан
3.2. Угроза для финансовой стабильности
3.3. Угроза, связанная с нелегальной деятельностью
Врезка 6. Использование криптовалют в противоправной деятельности на территории
Российской Федерации
3.4. Прочие риски криптовалют
4. Регулирование криптовалют
4.1. Тенденции регулирования криптовалют за рубежом
Врезка 7. Рекомендации и стандарты международных организаций
4.2. Предложения Банка России по ограничению операций с криптовалютами в России
Вопросы для консультаций


   РЕЗЮМЕ (..)

   1. Предметом доклада являются криптовалюты (необеспеченные криптовалюты и стейблкойны) – цифровые валюты в соответствии с российским законодательством, а также цифровые финансовые активы, которые могут использоваться в иностранной юрисдикции для платежей (денежные суррогаты).

   2. В последний год в мире наблюдается стремительный рост рынка криптовалют. Совокупный объем их капитализации в декабре 2021 года достигал 2,3 трлн долл. США, что соответствует примерно 1% глобальных финансовых активов. Доля платежных транзакций, приходящаяся на криптовалюты, ничтожно мала по сравнению с показателями для традиционных платежных систем, но благодаря анонимности денежные суррогаты активно используются для расчетов в рамках противоправной деятельности. Вовлеченность в криптовалютный рынок традиционных финансовых посредников пока ограничена, но активизируется торговля производными финансовыми инструментами и паями биржевых фондов (ETF), связанными с криптовалютами, развиваются экосистемы децентрализованных финансов (DeFi).

   3. Объем сделок российских граждан с криптовалютами, по некоторым оценкам, достигает 5 млрд долл. США в год. Российские граждане являются активными пользователями интернет-платформ, осуществляющих торговлю криптовалютами. Кроме того, Россия находится в числе лидеров по объему мировых майнинговых мощностей.

   4. Долгосрочный потенциал применения криптовалют для расчетов представляется ограниченным. Стремительный рост их рыночной стоимости определяется в первую очередь спекулятивным спросом в расчете на дальнейший рост курса, что приводит к формированию пузыря. Криптовалюты также имеют характеристики финансовой пирамиды, поскольку рост их цены во многом поддерживается спросом со стороны вновь входящих на рынок участников.

   5. Распространение криптовалют создает существенные угрозы для благосостояния российских граждан, стабильности финансовой системы и угрозы, связанные с обслуживанием криптовалютами нелегальной деятельности:

   • Высокая волатильность курса, значительная распространенность мошенничества в торговле криптовалютами создают для граждан риски утраты существенной части вложенных средств, а при торговле с использованием заемных средств – риски остаться должником.

   • Криптоизация, как и валютизация, ограничивает суверенитет денежно-кредитной политики, в результате чего для сдерживания инфляции необходимо будет поддерживать на постоянной основе более высокий уровень ключевой ставки. Это снизит доступность кредитования для граждан и бизнеса.

   • Распространение криптовалют приводит к выводу сбережений граждан за периметр российского финансового сектора и, как следствие, сокращению его возможностей по финансированию реального сектора и снижению потенциального роста экономики, что уменьшает количество рабочих мест и потенциал роста доходов граждан.

   • Криптовалюты активно используются в противоправной деятельности (отмывание доходов, наркоторговля, финансирование терроризма и т.д.). Их распространение создает благоприятные условия для криминальных операций, вымогательства и взяточничества и является вызовом для глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Обеспечить необходимую прозрачность обращения криптовалют невозможно.

   6. Глобальный подход к регулированию криптовалют пока окончательно не сформирован, во многих странах деятельность по обращению криптовалют находится в «серой» зоне, но в целом можно отметить тренд на ужесточение регулирования:

   • Ряд стран уже ввел запрет на использование криптовалют (прежде всего Китай) или планирует ввести такой запрет (например, Индия), некоторые страны (например, Китай, Иран) установили также запрет на осуществление майнинга.

   • Некоторые страны разрешают работу криптовалютных бирж, но планомерно ужесточают к ним требования в части ПОД/ФТ и т.д.

   • Ведущие регуляторы публикуют предупреждения для потребителей о высоких рисках инвестирования в криптовалюты.

   • В странах, где стейблкойны используются как альтернатива инвестиционным фондам, регуляторы сосредоточены на устранении данного арбитража.

   7. Потенциальные риски финансовой стабильности, связанные с криптовалютами, значительно выше для стран с формирующимися рынками, в т.ч. для России, в частности, из-за традиционно более высокой склонности к валютизации и недостаточного уровня финансовой грамотности. Развитые страны, в особенности с резервными валютами, пока могут позволить себе более мягкое отношение к криптовалютам, следуя по пути постепенного расширения охвата регулирования.

   8. Более жесткий подход реализуется по отношению к необеспеченным криптовалютам, чем к стейблкойнам. Вместе с тем скоординированная реакция ведущих стран по недопущению запуска глобального стейблкойна Diem (Libra), который мог представлять более серьезную угрозу для их финансовых систем, показывает крайне настороженное отношение регуляторов и к стейблкойнам.

   9. С целью снижения угроз, обусловленных распространением криптовалют, Банк России предлагает внести следующие изменения в законодательство:

   • Установить ответственность за нарушение законодательного запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами – резидентами Российской Федерации.

   • Ввести запрет на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения криптовалюты (в т.ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории Российской Федерации и установить ответственность за нарушение данного запрета.

   • Ввести запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также на использование российских финансовых посредников и российской финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами и установить ответственность за нарушение данного запрета.

   10.По некоторым видам криптовалют майнинг предполагает в том числе выпуск криптовалюты и/или получение криптовалюты в качестве вознаграждения за валидацию транзакций. Его нельзя не учитывать при рассмотрении предмета доклада, поскольку эта деятельность повышает вовлеченность населения и экономики в целом в криптовалютный рынок. Банк России считает, что текущий масштаб и дальнейшее распространение майнинга криптовалют на территории России несет существенные риски для экономики и финансовой стабильности:

   • создает непроизводительный расход электроэнергии, ставящий под угрозу энергообеспечение жилых зданий, зданий социальной инфраструктуры и предприятий, а также реализацию экологической повестки Российской Федерации;

   • формирует спрос на инфраструктуру для проведения операций с криптовалютами, что усиливает негативные эффекты от распространения криптовалют и создает стимулы для обхода регулирования (пункт 9). В связи с этим, по мнению Банка России, оптимальным решением является введение в России запрета на майнинг криптовалют.

   11. Банк России планирует совершенствовать систему регулярного мониторинга операций с криптовалютами, в т.ч. проводить совместную работу с финансовыми регуляторами стран, в которых зарегистрированы криптобиржи, чтобы получать информацию об операциях российских клиентов на зарубежных рынках криптовалют.

   12.В последние годы Банк России и центральные банки многих стран активно внедряют системы быстрых платежей, которые отвечают потребностям граждан и бизнеса в мгновенных расчетах. Также многие центральные банки, в т.ч. Банк России, разрабатывают собственные цифровые валюты (ЦВЦБ) – новую платежную инфраструктуру, которая позволит гражданам, бизнесу и государству осуществлять мгновенные операции с минимальными комиссиями. Таким образом, те преимущества криптовалют, которые делают их привлекательными как платежный инструмент в операциях, не связанных с отмыванием средств и прочей криминальной деятельностью, а именно быстрота, удобство, относительная дешевизна, можно реализовать и они уже реализуются через создание и развитие систем быстрых платежей, а в дальнейшем – еще и национальных цифровых валют.

   13.Возможности криптовалют как инвестиционного инструмента более эффективно могут быть в дальнейшем реализованы благодаря использованию цифровых финансовых активов, выпущенных в соответствии с Федеральным законом от 31.08.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые являются инновационным инвестиционным инструментом и, в отличие от криптовалют, обеспечивают защиту инвесторов.

   Полный текст документа, являющегося героем текущего обзора - Информация Банка России от 20.01.2022 "Риски криптовалют и возможные меры регулирования: доклад для общественных консультаций", можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

   Инструкция по разархивации находится здесь.

Обсудить в форуме.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Артикс




Заказать документ




Архив: 07.02 31.01 24.01 17.01 10.01






Copyright © 2002-22 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"